Министерством просвещения 31 мая 2021 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее — ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2021).
С 1 сентября 2022 года обучающиеся 1-х и 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО. До момента внедрения ФГОС 2021 действуют прежние ФГОС
Обращаем Ваше внимание, что обновленные ФГОС не имеют принципиальных отличий от действующих в настоящее время.
Во-первых: основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
Во-вторых: в обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ начального общего и основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Также в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
В-третьих: структура требований к результатам реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обуславливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
В-четвертых: остались без изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального общего и основного общего образования.
Во ФГОС-2021 сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
ФГОС-2021 также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС-2021 описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований к программам образования, фундамент образовательного процесса: основа для разработки учебно-методических пособий, распределения учебного времени, содержания образования, всех видов аттестации обучающихся и т.д.
Цель внедрения ФГОС |
Обеспечение равных возможностей для получения качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города. Также стандарт предусматривает преемственность основных учебных программ, то есть дети должны получать знания поэтапно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным и глубоким темам в рамках предметных областей. |
Основные задачи ФГОС общего образования |
Создание единого образовательного пространства в РФ; обеспечение комфортных условий обучения для детей (например: при переезде в другой город или при переходе на семейное обучение), преемственности образовательных программ. Определение разработки, структуры и объёмов ООП и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учеников. Регулирование профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, финансового обеспечения образовательной деятельности и многое другое. |
Сфера распространения ФГОС общего образования |
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня: государственные, муниципальные и частные образовательные организации. |
Актуальные тексты ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования |
|
Перечень ФГОС общего образования |
ФГОС НОО приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” ФГОС НОО приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” ФГОС ООО приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” ФГОС СОО приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ФГОС ООО приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Три поколения стандартов |
Первое поколение образовательных стандартов Приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. Состоял из трёх компонентов:
Ключевым показателем было усвоение информации, обязательной для изучения, то есть успеваемость по предметам из федерального компонента. От учеников требовалось освоить их на уровне, достаточном для получения аттестата. Приводило к неравенству в качестве получаемых знаний в различных школах. Кроме того, из-за растущего потока новых знаний и развития технологий такой подход к обучению и оценке школьников быстро устарел. Второе поколение образовательных стандартов ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие УУД, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус смещен на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и ВД. Обучающиеся по ФГОС должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни. Главным стало развитие у детей умения учиться, то есть добывать и использовать знания для решения различных задач. Кроме предметной успеваемости, у учеников оценивали уровень междисциплинарных знаний, вовлечённость в проектную деятельность. Прописали требования к учебным пособиям, контрольно-измерительным материалам, квалификации педагогов, содержанию информационно-образовательной среды в школе. Наряду с введением ЕГЭ, это была попытка преодоления регионального неравенства в образовании. Патриотическая составляющая изложена кратко. Направлена на обеспечение «овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу ребёнок обретает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны Третье поколение образовательных стандартов Главной задачей обновленных ФГОС НОО и ООО заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. ОО сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных ОО отличались, а результаты обучения не были детализированы. Обновленные ФГОС НОО и ООО определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Обновленные ФГОС НОО и ООО унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любой ОО каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой ОО. Сделан упор на индивидуальный подход к ученикам и закреплён инклюзивный характер образовательной среды, то есть обеспечение полноценного доступа к инфраструктуре ОО детей с ОВЗ. Максимально конкретно прописываются требования к школьной программе, указывающие, что именно школьник должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса. Акцент на улучшение метапредметных результатов обучения, то есть на формирование у детей навыков, необходимых для самостоятельного изучения предмета и оперирования полученной информацией. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах. содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России. Ставит задачу на формирование у школьников системных знаний о месте России в мире и её исторической роли; территориальной целостности; вкладе в мировое научное наследие и представлений «о стране, устремлённой в будущее». Описывает ответственность ОО перед учащимися и их родителями (законными представителями). Оговаривает перечень необходимых знаний и умений, которыми должны обладать ученики по окончанию того или иного уровня обучения, а также рекомендации по становлению этих навыков. Указывает, какие и в какой мере должны быть приобретены те или иные знания и умения в определенный отрезок времени. Оговаривает время на реализацию тех или иных направлений в образовательных и воспитательных программах. Содержит рекомендации по работе адаптивной работе с детьми, имеющими особенности здоровья |
До момента введения обновленного ФГОС действуют прежние ФГОС.
ПРИКАЗ 287 от 31.05.2021 Министерства Просвещения Об утверждении ФГОС ООО
ПРИКАЗ 286 от 31.05.2021 Министерства Просвещения Об утверждении ФГОС НОО
Образовательные стандарты и требования НОО
Образовательные стандарты и требования ООО
Образовательные стандарты и требования СОО